пятница, 25 ноября 2016 г.

Информационно-методическое письмо «О преподавании химии в Самарской области в 2016-2017 учебном году»

Информационно-методическое письмо
«О преподавании химии в Самарской области в 2016-2017 учебном году»

Теплов А.А., руководитель УМО учителей химии

     Учебный предмет «Химия», наряду с физикой и биологией, входит в предметную область «Естественные науки» и занимает важное место в системе естественнонаучного образования. Он включает объем знаний, необходимый для формирования у обучающихся химической картины мира.  Содержание курса химии позволяет проследить и использовать в процессе обучения многочисленные межпредметные связи с такими предметами, как « Математика», «Физика», «Биология», «Экология», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Основы химических знаний необходимы для повседневной жизни, а также способствуют формированию навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Фундаментальное ядро содержания общего образования, кроме этих целей, в качестве приоритетных, определяет также и возможность в процессе получения химического образования овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, в том числе и встречаемых в быту, сельском хозяйстве, на производстве, для грамотного и безопасного их использования. Следует помнить, что особенности содержания курса «химия» являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
     Предстоящий 2016-2017 учебный год для учителей химии нашего региона особый, так как обучение химии в 8-х классах во всех школах Самарской области будет осуществляться по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ООО). В связи с этим образовательная организация должна быть обеспечена новыми учебниками, соответствующими ФГОС ООО, учителя должны разработать рабочую программу  по предмету «Химия» в соответствии с планируемыми результатами ООП школы.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя химии

С целью сохранения единого образовательного пространства, а также повышения качества образования по химии в образовательных организациях Самарской области следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2
«О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.
№ 19739).
9. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
10. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г.). (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
13. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

ФГОС
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 г.
№ 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

ФК ГОС
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции приказов от 30.08.2010 № 889, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
                                                                                               
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
3. Письмо Министерства образования РФ от 7 мая 2015 г. № НТ-530/08 «О примерных образовательных программах». 
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя
/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М: Просвещение, 2010. – 159 с.
6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Сборник программ внеурочной деятельности /авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чипышева; под ред. М. И. Солодковой – М.: Просвещение, 2013.

Анализ учебников химии из федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
     Порядок формирования федеральных перечней учебников изменен с 1 сентября 2013 года.
В соответствии с утвержденным Порядком федеральный перечень учебников утверждается приказом  Минобрнауки России не реже 1 раза в три года. Помимо учебников, в образовательном процессе могут использоваться учебные пособия, изданные в организациях,
которые включены в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях.
     Следует также добавить, что новый Закон об образовании предусматривает, что с 1 января 2015 года все школьные учебники в России должны иметь электронную версию, работающую на разных носителях, а образовательные учреждения получают право выбора использования в образовательной деятельности печатной или электронной формы учебников, включенных в федеральный перечень. Электронный учебник  – это не просто оцифрованный вариант бумажной книги. Файлы, которые состоят из цифровых копий страниц бумажного учебника есть и сейчас. В идеале они должны содержать ссылки на смежные предметы и разделы курсов, а также весь спектр мультимедийного контента: подробные иллюстрации, видеоролики, аудиофайлы, цифровые копии документов, виртуальные лаборатории. На сайтах некоторых издательств (например, http://efu.drofa.ru/demo/)  можно ознакомиться с демоверсиями таких электронных учебников, в том числе и по химии, а также принять участие в их апробации.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (учебный предмет «Химия»)

1.2.5.3
Химия (учебный предмет)
1.2.5.3.1.1
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
Химия. Вводный курс
7
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.1.2
Габриелян О.С.
Химия
8
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.1.3
Габриелян О.С.
Химия
9
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.2.1
Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.
Химия
8
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.2.2
Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.
Химия
9
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.2.1
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др.
Химия
8
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.2.2
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др.
Химия
9
ООО "ДРОФА"
1.2.5.3.3.1
Жилин Д.М.
Химия
8
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
http://lbz.ru/books/254/6665/
1.2.5.3.3.2
Жилин Д.М.
Химия,
в 2-х ч.
9
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
Ч.1-http://lbz.ru/books/254/6666/;
Ч.2 - http://lbz.ru/books/254/7376/
1.2.5.3.4.1
Журин А.А.
Химия
8
ОАО "Издательство" Просвещение"
http://www.spheres.ru/chemistry/about/621/
1.2.5.3.4.2
Журин А.А.
Химия
9
ОАО "Издательство" Просвещение"
http://www.spheres.ru/chemistry/about/688/
1.2.5.3.5.1
Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова,
Н.Н. Гара
«Химия. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
8
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.2.5.3.5.2
Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова,
Н.Н. Гара
«Химия. 9 класс».
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
9
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.2.5.3.6.1
Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Шалашова М.М.
Химия
8
ООО "Издательство Астрель"
1.2.5.3.6.2
Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Шалашова М.М.
Химия
9
ООО "Издательство Астрель"
1.2.5.3.7.1
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Химия
8
ОАО "Издательство" Просвещение"
1.2.5.3.7.2
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Химия
9
ОАО "Издательство" Просвещение"
1.3.5.3.
                   Химия (базовый уровень) (учебный предмет)
1.3.5.3.1.1
Габриелян О.С.
Химия (базовый уровень)
10
ООО "ДРОФА"
http://www.drofa.ru/88/
1.3.5.3.1.2
Габриелян О.С.
Химия (базовый уровень)
11
ООО "ДРОФА"
http://www.drofa.ru/88/
1.3.5.3.2.1
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. и др.
Химия (базовый уровень)
10
ООО "ДРОФА"
1.3.5.3.2.2
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др.
Химия (базовый уровень)
11
ООО "ДРОФА"
1.3.5.3.3.1
Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара
«Химия. 10 класс: базовый уровень». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
10
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.3.5.3.3.2
Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин,
М.А. Шаталов
«Химия. 11 класс: базовый уровень». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций
11
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.3.5.3.4.1
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Химия
10
ОАО "Издательство" Просвещение"
www.prosv.ru/umk/10-11
1.3.5.3.4.2
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Химия
11
ОАО "Издательство" Просвещение"
www.prosv.ru/umk/10-11
1.3.5.4.
Химия (углубленный уровень) (учебный предмет)
1.3.5.4.1.1
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю.
Химия. Углубленный уровень
10
ООО "ДРОФА"
1.3.5.4.1.2
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.
Химия. Углубленный уровень
11
ООО "ДРОФА"
1.3.5.4.2.1
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. и др.
Химия. Углубленный уровень
10
ООО "ДРОФА"
1.3.5.4.2.2
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др.
Химия. Углубленный уровень
11
ООО "ДРОФА"
1.3.5.4.3.1
Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара,
И.М. Титова
«Химия. 10 класс: углублённый уровень». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций
10
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.3.5.4.3.2
Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Лёвкин
«Химия. 11 класс: углублённый уровень». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций
11
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"
http://vgf.ru/himK
1.3.5.4.4.1
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Химия. Углублённый уровень
10
ООО "Русское слово-учебник"
1.3.5.4.4.2
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Химия. Углублённый уровень
11
ООО "Русское слово-учебник"

    В утвержденный перечень вошли 33 учебника по химии (для сравнения, в предыдущий перечень входило122 учебника по химии). Из них для обучения в основной школе представлено 17 учебников, включая пропедевтический курс в 7 классе (8 авторских линий), 8 учебников для изучения химии на базовом уровне в старшей школе (4 авторских линии) и 8 учебников для изучения химии на углубленном уровне (4 авторских линии). Полностью завершенную линию учебников (основная школа и старшая школа базовый и профильный уровень) представили три авторских коллектива: Габриелян О.С. (ООО «Дрофа») и Еремин В.В. и др. (ООО «Дрофа»), Н.Е. Кузнецова и др. (издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ). У авторского коллектива
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. (издательство «Просвещение») учебники для основной школы и базового уровня старшей школы.
    Подробная информация об учебниках, а также других пособиях, составляющих УМК, представлена на официальных сайтах издательств.
    Решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательном учреждении. При этом необходимо учитывать, что предметная линия рассчитана в основной школе на 2 года обучения (8, 9 классы), в средней школе на два года обучения (10 и 11 классы) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим. Немаловажными факторами выступают уровень подготовки учащихся, специализация школы, стиль работы учителя и многое другое. Поэтому выбор методического обеспечения школьного курса химии целесообразно осуществлять, анализируя в комплексе программу, тематическое планирование, учебник и методические рекомендации конкретного автора. При анализе учебника следует оценить не только информативность содержания, но и методический аппарат учебника, а именно, возможность организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, осуществления дифференцированного подхода при обучении химии, а также организации исследовательской деятельности при работе как с теоретическим, так и с практическим материалом.
   Учебно-методические комплекты, по которым ведется обучение предмету «Химия» в Самарской области представлены в основном следующими линиями:
- линия под редакцией Габриеляна О.С., издательство «Дрофа»;
- линия под редакцией Рудзитиса Г.Е., издательство «Просвещение»;
- линия под редакцией Кузнецовой Н.Е, издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
- линия под редакцией Новошинских, издательство «Русское слово».
      В связи с тем, что УМК 8-9 классов Новошинского И.И. и Новошинской Н.С издательства «Русское слово» не вошли в примерный  Федеральный перечень учебников, обучение химии в 8 классе по данному учебнику в 2016-2017 учебном году проводиться не должно, а учитель должен был выбрать другой УМК. При этом обучение химии в 9 классе в 2016-2017 учебном году может осуществляться по УМК Новошинских.
     При создании системы пропедевтического обучения химии в образовательной организации возможно использование следующих учебно-методических комплектов:
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Физика. Химия. 5–6 классы. Издательство «Дрофа».
2. Габриелян О. С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс.
Издательство «Дрофа».

              Сравнительный анализ учебно-методических комплексов по химии

УМК
Краткое описание
Габриелян О.С.
«Дрофа»
Завершенная линия для основной школы, старшей школы на
углубленном и базовом уровнях. Полный УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники). В основе УМК принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества →  свойства. Учебники построены по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный Федеральным государственным образовательным стандартом по химии. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования: атомы, простое вещество, соединения с другими элементами. Учебники базового уровня для 10 и 11 классов представляют целостный и системный курс органической и общей химии, не содержат излишне теоретизированного и сложного материала, включают материал, связанный с повседневной жизнью человека, и рассчитаны на изучение химии 1/2 ч в неделю. В курсе учебника «Химия. 10 класс. Профильный уровень» материал дается в связи с экологическими, медицинскими, биологическими, культурологическими аспектами знаний. Учебники рассчитаны на изучение химии 3/4 часа в неделю. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН.
Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.
«Дрофа»
Завершенная линия для основной школы. Нет линии для старшей школы. Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Ядром комплекса является учебник-навигатор, в котором изложен основной материал и представлены ссылки на другие части комплекта. Мультимедийная составляющая является вспомогательным модулем, расширяющим образовательное пространство.
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др.
«Дрофа»
Завершенная линия для основной школы, старшей школы на
углубленном и базовом уровнях. Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Высокий научный уровень, сочетание дидактических принципов научности и доступности, показана вся логика предмета. Классическая последовательность изучения материала (вещество →  строение атома) Учебники базируются на авторской концепции преподавания химии в школе и особенно подходят для использования в школах и классах с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. Содержание учебников полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по химии. Последовательность изложения материала в учебниках ориентирована на изучение химических свойств объектов и явлений окружающего мира. Учебники отличаются высоким научным уровнем. Каждый параграф заканчивается вопросами и задачами, многие из которых имеют творческий характер и требуют не только знакомства с материалом учебника, но и углубленных размышлений. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН.
Жилин Д.М. «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Завершенная линия для основной школы. Нет линии для старшей школы. Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Уделено особое внимание практическим работам с целью приобретения учащимися навыков и умений, что должно способствовать формированию взаимосвязей между формальным химическим языком и реальной жизнью, а также пониманию учебной программы. Учащиеся знакомятся с системой основных химических понятий и окружающим миром как состоящим из химических соединений, приобретают начальные навыки составления уравнений реакций и решения количественных задач химии. Имеются описания опытов.
Журин А.А.
«Просвещение»
Завершенная линия для основной школы. Нет линии для старшей школы. Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по химии. Материал учебника направлен на формирование у учащихся первых научных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении и основан на достижениях химической науки как области современного естествознания. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Линия имеет общую навигационную систему, позволяющую реализовать единую технологию обучения в соответствии с психологическими особенностями современных школьников, нацелена на практическую деятельность, содержит системы заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий
Кузнецова Н.Е., Титова И.М.,
Гара Н.Н.
Издательский центр
«ВЕНТАНА-ГРАФ»
Завершенная линия для основной школы и старшей школы (базовый и профильный уровни). Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Высокий научный уровень, достаточное количество творческих заданий, задач расчетного и экспериментального характера, проблемных вопросов, ссылок на художественные произведения. Классическая последовательность изучения материала (вещество → строение атома) Учебники входят в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Учебники включают лабораторные опыты, практические работы, творческие задания, темы проектной деятельности, задачи расчётного и экспериментального характера, проблемные вопросы. Все задания дифференцированы по степени сложности.
Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Шалашова М.М. «Астрель»
Завершенная линия для основной школы. Нет линии для старшей школы. Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Классическая последовательность изучения материала 8-9 класс (вещество → строение атома)
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.  «Просвещение»
Завершенная линия для основной школы и старшей школы (базовый уровень). Полное УМК (рабочие и лабораторные тетради, методические рекомендации для учителя, задачники) Для УМК характерно сочетание традиционности и фундаментальности с живой, занимательной и доступной формой изложения. Методология химии раскрывается через знакомство с историей развития химического знания, органично вплетенной в основной и дополнительный текст. Классическая последовательность изучения материала (вещество → строение атома)

Рекомендации по разработке рабочих программ учебного предмета, курса

     Рабочие программы учебных предметов, курсов (программы) являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения, которые в свою очередь являются локальным нормативным актом.
     Целью рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения. Задачами рабочих программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности общеобразовательного учреждения и контингента учащихся.
     Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями ФГОС ООО.
     При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации) и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательного учреждения для уровня основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.
     Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствие с приказом № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (пункт 18.2.2) рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
     Рабочую программу, составленную учителем с учетом всех 8 пунктов, в текущем учебном году переделывать не стоит и можно оставить в прежнем виде.

Особенности преподавания химии  по федеральным государственным образовательным стандартам

     В 2016-2017 учебном году во всех образовательных организациях Самарской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, в 8 классах обучение химии в обязательном порядке будет осуществляться по новому федеральному образовательному стандарту основного общего образования.
     Количество часов в неделю, предусмотренное на изучение учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования по ФГОС, не изменится и составит 2 часа в неделю (140 часов за два года), что обеспечивает базовый уровень подготовки по предмету.
     Возможно и изучение химии в объеме 3 часов в неделю (1 дополнительный час из компонента образовательной организации), что позволит подготовить обучающихся к естественнонаучному профилю обучения в старшей школе. Также в 9 классе за счет компонента образовательной организации возможна организация элективных курсов по химии.
   Логика изучения предмета «Химия» становится линейной (по ФКГОС она была концентрической).
     В содержательном плане следует обратить внимание на следующие изменения:
1) в 8–9 классах ведена тема «Скорость химической реакции»;
2) в 9 классе исключен блок «Общие сведения об органических соединениях».
     В целях формирования единого предметного химического образовательного пространства в образовательных организациях независимо от реализуемой программы и УМК рекомендуется на уровне среднего общего образования изучение учебного материала в последовательности:
10 класс – органическая химия;
11 класс – общая химия.
Это представляется целесообразным, так как углубление и обобщение курса общей химии в 11 классе хорошо согласуется с итоговым повторением и закреплением материала, изученного в 8–10 классах, что должно способствовать повышению уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
          К основным отличиям ФГОС ООО от ФК ГОС можно отнести следующие:
- содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий химической картины мира;
- выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам освоения образовательной программы;
- большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс
(материально-техническому обеспечению);
- на основе ФГОС ООО создана примерная программа по химии для основной и старшей школы.
     Изучение предмета «химия» на ступени среднего общего образования подразумевает
следующие уровни: интегрированный, базовый, углубленный. Интегрированный уровень обеспечивает:
- освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области;
- реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования;
- формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
     В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и
конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса
с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
     При реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО учителям химии необходимо будет обратить внимание на ряд важных аспектов, вопросов и скорректировать программу самообразования:
- усиление практической направленности предмета «химия» (работа с контекстными и ситуационными задачами, предметными кейсами, проектными заданиями, реализация школьных предметных практикумов);
- организация вводного мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников в начале изучения предмета «химия» на любой из ступеней;
- создание портфолио ученика, позволяющего оценивать его личностный рост при изучении предмета «химия»;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на уроках химии;
- использование системно-деятельностного подхода при организации занятий по предмету и личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других);
- особенности изучения содержания предмета с использованием новых информационных технологий в обучении (дистанционные формы обучения и участие в дистанционных конкурсных мероприятиях по предмету);
- особенности организации работы кабинета химии в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- представление об информационной образовательной среде (ИОС) по предмету, активное использование электронных образовательных ресурсов;
- организация проектной деятельности школьников по предмету;
- организация итогового мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников по завершению изучения курса химии на любой из ступеней;
- составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательной организации.
     Общеобразовательная организация несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
     С целью повышения эффективности химического образования и уровня подготовки
обучающихся необходимо:
- в преподавании предмета учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков «умения учиться»;
- использовать в преподавании активные методы обучения, современные образовательные технологии; применять вариативные и дифференцированные подходы к обучению школьников с различными способностями к обучению и освоению материала, для чего целесообразно использовать широкие возможности образовательных ресурсов, многообразие литературы, передовой педагогический опыт учителей химии;
- предусмотреть при организации учебного процесса повторение, обобщение и углубление материала, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе химического образования.
     Много полезных материалов по методическому обеспечению введения ФГОС ООО
публикуются в журнале «Химия в школе» 2010–2016 гг.

Особенности оценки достижения планируемых результатов обучения химии

     Оценка достижений планируемых результатов должна осуществляться в соответствии с установленными критериями. Главным фактором при разработке этих критериев является предметное содержание, уровень его овладения учащимися.
     Средствами оценки достижения планируемых результатов являются проверочные задания разных типов, позволяющие установить, на каком уровне учащиеся освоили опорные предметные знания, важные для текущего и последующего обучения.
     Базовый уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности предметных знаний и умений, необходимых для решения учебных и учебно-практических задач в знакомой ситуации.
     Повышенный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-практических задач в измененной, нестандартной ситуации, а также умений систематизировать и обобщать полученные знания.
     Традиционно сложилось, что оценка достижений планируемых результатов на базовом уровне осуществляется в основном с помощью заданий с выбором ответа. Использование такой формы целесообразно в ходе проверочных и контрольных работ, потому что отвечает действующему на сегодняшний день формату ОГЭ и ГИА по химии. 
     Примеры заданий с выбором ответа:
Пример 1.
Правой части уравнения диссоциации сульфата алюминия соответствует запись:
1) = Аl+ + 3SO42-                         
2) = 2Аl3+ + SO42-                        
3) = 3Аl+ + 2SO42-   
4) = 2Аl3+ + 3SO42-   
Пример 2.
Оксид углерода (IV)
1) проявляет восстановительные свойства
2) не реагирует с водой
3) взаимодействует с магнием
3) реагирует с оксидом фосфора (V)
Пример 3.
Верны ли следующие суждения о физических свойствах металлов и их распространенности в природе?
А. Все металлы являются твердыми веществами.
Б. Самым распространенным металлом в земной коре является железо.
1) верно только А                          3) верны оба суждения
2) верно только Б                          4) оба суждения не верны   

     Итак, задания с выбором одного ответа применимы для оценки базового уровня достижения планируемых результатов в условиях различных форм контроля знаний (текущего, тематического, итогового). Целесообразным является использование таких заданий  также в мониторинговых работах, в первую очередь потому, что они отвечают существующему на сегодняшний день формату ОГЭ и ГИА по химии. 
     Но не стоит для оценки достижения планируемых результатов на базовом уровне использовать только тестовые задания. Приветствуются также задания обучающего характера, предусматривающие выполнение одного-двух действий.

Пример 4.
Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и укажите тип химической реакции:
1) Мg + О2 → МgО
2) Аl2О3 + НСl → АlCl3 + Н2О
Пример 5.
Даны вещества: сера, бензин, медный купорос. Докажите опытным путем, какое из них хорошо растворяется в воде.
Пример 6.
Используя различные источники информации (справочные пособия, энциклопедии, интернет и др.), опишите свойства алюминия по плану: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура плавления, температура кипения, электропроводность.
Пример 7.
Объясните причину того, что при горении свечи ее масса постепенно уменьшается.

     Оценка достижения планируемых результатов на повышенном уровне осуществляется через выполнение заданий с кратким ответом (на выбор двух и более правильных ответов – множественный выбор; на установление соответствия компонентов, представленных в двух множествах), развернутым ответом, а также предполагают составление свободного рассказа на заданную тему, предусматривают анализ предложенного текста или носят исследовательский характер.

Пример 8.
Получить цинк можно взаимодействием
1) оксида цинка с углеродом
2) оксида цинка с водой
3) сульфата цинка с магнием
4) сульфида цинка с кислородом
5) гидроксида цинка с соляной кислотой
Пример 9.
Установите соответствие между веществом и видом химических связей в этом веществе.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                                        ВИД ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
А) I2                                                                                                            1) только ковалентная полярная
Б) PH3                                                                          2) только ковалентная неполярная
В) NH4Cl                                                                   3) только ионная
                                                                                   4) ионная и ковалентная полярная
                                                                                   5) ионная и ковалентная неполярная
Пример 10.
Для поглощения углекислого газа, например в противогазах, водолазном снаряжении или при проведении операций во время анестезии, используют натронную известь. Она представляет собой смесь гидроксида натрия и гидроксида кальция. На чем основано применение данной смеси для поглощения углекислого газа? Напишите уравнения соответствующих химических реакций?
Пример 11.
Используя информацию о положении магния и меди в «Электрохимическом ряду напряжений» (ряде активности металлов), предскажите возможные результаты следующих опытов:
1) подействовать на оба металла разбавленной серной кислотой;
2) в раствор сульфата магния внести кусочек меди, а в раствор сульфата меди – кусочек магния.
Составьте уравнения протекающих реакций, опишите предполагаемые наблюдения.
Пример 12.
Прочитайте текст:
В трамвае произошел инцидент, в результате которого пострадало восемь пассажиров. Причиной его стала лопнувшая канистра с кислотным раствором электролита, которую провозил один из пассажиров. Три человека серьезно пострадали и были доставлены в ожоговый центр. Владелец канистры был задержан. Ему придется ответить за перевозку опасных веществ в общественном транспорте.
Ответьте на вопросы:
1) Какое вещество могло содержаться в канистре?
2) Почему пассажиру- владельцу канистры придется отвечать за случившееся?
3) Каково действие кислоты на кожу человека?
4) Почему кислоту, попавшую на кожу, нельзя нейтрализовать раствором щелочи? Приведите уравнение соответствующей реакции.
5) Как вещество из канистры может воздействовать на металлические конструкции трамвая? Запишите уравнение реакции.
6) Составьте правила техники безопасности при работе с кислотами.
Пример 13.
Подготовьте устный рассказ о попытках классификации химических элементов, предпринятых Дж. Ньюлендсом, Л. Мейером, И. Доберейнером до открытия периодического закона Д.И.Менделеевым. В чем заключалось отличие предложенной Д.И.Менделеевым классификации от ранее предпринятых попыток?
     Таким образом, главными особенностями данной системы оценки достижения планируемых результатов обучения химии являются установление уровня усвоения предметного содержания обучающимися, ориентация на операционализированные планируемые результаты с использованием заданий различного типа, в том числе стандартизированных.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по химии

     Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, в том числе в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
     ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет на уровне основного общего образования до 1750 часов.
     При предварительном комплектовании образовательной организации на 2016/2017 учебный год необходимо учесть, что с 1 сентября в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2015  № 904 («Об утверждении на 2016 год базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования для образовательных учреждений, корректирующих коэффициентов к утверждаемым базовым нормативам затрат, нормативов финансирования образовательной деятельности и поправочных коэффициентов к утвержденным нормативам финансирования в Самарской области, а также перечня государственных услуг (работ) с указанием реестровых номеров, содержания и условий их оказания») будет осуществляться финансовое обеспечение:
в 7 классах – 41 час в неделю на одного обучающегося с учетом внеурочной деятельности (41,25 часа в неделю на одного обучающегося с учетом внеурочной деятельности в образовательных организациях, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся (постановление Правительства Самарской области от 25.07.2007 № 110);
в 8 и 9 классах – 42 часа в неделю на одного обучающегося с учетом внеурочной деятельности (42,25 часа в неделю на одного обучающегося с учетом внеурочной деятельности в образовательных организациях, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся (постановление Правительства Самарской области от 25.07.2007 № 110).
     Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
     Формы  и способы ее организации внеурочной деятельности школа определяет самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей образовательной программы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, социальное проектирование, посещение театров, музеев и других мероприятий) и с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.
     План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, является частью основной образовательной программы и обязателен для исполнения.
     Реализация плана внеурочной деятельности осуществляется на основе программ внеурочной деятельности, утвержденных в образовательной организации. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательных программ общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы начального и основного общего образования. В соответствии с приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577, № 1576 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
     Целесообразно использовать программы внеурочной деятельности, предполагающие преемственные системные курсы, рассчитанные на 1-4, 5-9 классы. Данные программы должны исключить перегрузку учащихся и в тоже время обеспечить решение учебно-воспитательных целей и задач, предусмотренных ФГОС общего образования.  
     Подробнее остановимся на такой форме внеурочной деятельности по химии, как элективные курсы. Они могут выполнять следующие функции: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Типы элективных курсов.
1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы:
- элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временнóе согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне.
- элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета («Строение и свойства веществ», «Термодинамика», «Химическая кинетика», «Химия растворов»).
- элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета («Механизмы реакций в органической химии», «Гетероциклические соединения»).
- прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство обучающихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса обучающихся к современной технике и производству («Химическая экология», «Химические катастрофы» «Химические технологии», «Агрохимия», «Экологические основы химии»).
- элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы («Фундаментальные эксперименты в химии», «Химический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование», «Методы химических исследований», «Как делаются открытия»).
- элективные курсы, посвященные истории предмета («История химии»).
- элективные курсы, посвященные изучению методов решения расчетных химических задач, составлению и решению задач на основе химического эксперимента («Решение задач повышенной трудности по химии»).
2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний обучающихся о природе и обществе («Химия Космоса», «Эволюционная химия», «Элементы биохимии», «Синергетика», «Естественнонаучная картина мира»).
3. Элективные курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам («Химические основы этологии», «Химия древних цивилизаций»).
Для обучающихся химико-биологического профиля будут полезны следующие элективные курсы: «Методика решения химических расчетных задач», «Решение задач повышенного уровня сложности по химии», «Методика решения экспериментальных задач по химии», «Основы химического анализа», «Химия и жизнь», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений». Для обучающихся физико-химического профиля можно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Химия растворов», «Химическая термодинамика и кинетика», «Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях», «Основы физической химии», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии».
     Приведенные темы элективных курсов  примерные. При выборе элективных курсов для профильного обучения учитель должен ориентироваться на материальную базу общеобразовательной организации, действующие УМК, профессиональной ориентацию старшеклассников.
     Следует также отметить, что ряд издательств выпустил учебно-методические комплекты для элективных курсов по предмету «Химия»:
Биохимия (Биологическая химия)
Биохимия: 10-11 классы: учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений/ Я.С. Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2010-2012 гг.
Именные реакции в органической химии
Именные реакции в органической химии: учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений/ Е.О. Емельянова, Р. Г. Иванова – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Нанохимия и нанотехнологии
1. Еремин В.В., Дроздов А.А. Нанохимия и нанотехнологии. 10-11 класс. Элективный курс. М.: Дрофа, 2011.
2. Учебно-методическое пособие по курсу «Нанохимия и нанотехнологии» в режиме доступа:
http://www.twirpx.com/file/545513/
3. Программа в электронном виде на сайте http://www.nanometer.ru
Окислительно-восстановительные реакции
1. Румянцев Б. В., Усиченко М. А. Окислительно-восстановительные реакции. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2012
2. Румянцев Б. В., Усиченко М. А., Котикова И.В. Окислительно-восстановительные реакции. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2012 (содержит программу элективного курса).
Основы химических методов исследования
1. Колесникова А.М. Основы химических методов исследования/ учебное пособие для профильного обучения. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2010-2012 гг.
2. Профильное обучение Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы, Шипарева Г.А., М.: Дрофа, 2010-2011.
Пищевые добавки
Габриелян О.С., Крупина Т.С. Пищевые добавки. 10-11 класс. Элективный курс. М.: Дрофа, 2011.
Поверхностные явления
1. Габриелян О.С., Белоногов В.В., Белоногова Г.У. Поверхностные явления/ учебное пособие для профильного обучения. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2010-2012 гг.
2. Габриелян О.С., Белоногов В.А., Белоногова Г.У. Поверхностные явления. Элективный курс на перекрестке наук (химия, физика). // Химия.-2007.- №4.- С.8-13(содержит программу элективного курса).
Равновесие в растворах
1. Аликберова Л.Ю., Савинкина Е.В. Равновесие в растворах/ учебное пособие для профильного обучения. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2010-2012 гг.
2. Профильное обучение Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы, Шипарева Г.А., М.: Дрофа, 2010-2011.
Свойства и строение органических соединений
1. Пототня Е.М. Свойства и строение органических соединений. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2010.
2. Пототня Е.М. Свойства и строение органических соединений. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2010 (содержит программу элективного курса).
Химия и искусство
1. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие/ И.М. Титова. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг.
2. Химия и искусство: 10-11 классы: методическое пособие/ И.М. Титова. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг. (содержит программу элективного курса)
3. Электронное учебное пособие для обучающегося. Химия и искусство (CD).


Работа с одаренными детьми по химии

     Работа с одаренными детьми по химии может осуществляться по следующим направлениям:
- подготовка к предметным олимпиадам (как в очной, так и в дистанционной форме);
- подготовка учебно-исследовательских (исследовательских) работ и участие в конференциях и конкурсах различных уровней;
- подготовка проектных работ (чаще всего такие работы носят интегрированный характер) и участие в дистанционных проектах, социальных практиках, квестах;
- участие в работе инновационных школ и специальных обучающих программ (например, «Школьная Лига РОСНАНО», режим доступа: http://schoolnano.ru/ )
     Ниже приведены сайты, материалы которых можно использовать для работы с одаренными детьми:
http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства БИНОМ (учебно-методический комплекс «Химия» для 8-9 классов, видеозаписи лекций Ерёмина В.В., профессора химического факультета им. М.В.Ломоносова «Основные приёмы решения задач школьного и городского этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии», «Принципы подготовки олимпиадников к заключительному этапу Всероссийской олимпиады по химии и к участию в Международной олимпиаде по химии»)
http://www.rosolymp.ru  – сайт всероссийской олимпиады школьников.
http://www.chem.msu.su/rus/olimp – задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии.
http://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии и Международная дистанционная олимпиада школьников по химии «Интер-Химик-Юниор».
http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии (положение, рекомендации, методические материалы).
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Ежегодный Турнир имени Ломоносова (творческая олимпиада для школьников, конкурсы, семинары).
http://www.step-into-the-future.ru/ – программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);
http://www.iteach.ru  – программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных проектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).
http://www.it-n.ru/ – сетевое сообщество учителей химии «Химоза» и сообщество учителей-исследователей «НОУ-ХАУ» (интересные материалы, конкурсы, форумы, методические рекомендации по организации исследовательской деятельности).
http://www.alhimik.ru  – полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор (сайт будет полезен как для учеников, так и для учителей).
http://dnttm.ru/   – Дом научно-технического творчества молодежи г. Москва (on-line-конференции, тренинги, обучения для творческих ребят по физике и химии).
http://www.redu.ru/  – Центр развития исследовательской деятельности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).
http://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» – форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по химии).

Использование электронных образовательных ресурсов по химии

     В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы,
содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям
современного процесса образования.
1. http://fcior.edu.ru  – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (далее – ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.
2. http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(далее – ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме –
документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.
3. http://college.ru/himiya/  – Открытый колледж: Химия интернет-проект для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ.
4. http://him.1september.ru  – Газета «Химия» издательского дома 1-го сентября. Сайт «Я иду на урок химии». Материалы к уроку.
5. http://school-sector.relarn.ru/nsm/  – Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей,
неорганической и органической химии.
Перечни ЭОР по всем темам, изучаемым по химии в основной школе, можно найти в учебниках Д.М. Жилина «Химия 8» и «Химия 9» издательства «Бином. Лаборатория знаний».

Рекомендуемая литература:
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. М.: Просвещение, 2014. – 92 с.;
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.– 223 с.
3. Новые формы оценивания. М.А. Пинская, И.М. Улановская.– 2-е изд.– М.: Просвещение. – 2014. – 80 с.
4. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы/ Г.В. Пичугина. – М.: ВАКО, 2014 – 144 с. (Мастерская учителя химии).
5. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
6. Химия: метапредметные результаты обучения. 8–11 классы/ А.А., Журин, Н.А Заграничная. – М.: ВАКО, 2014. – 208 с. – (Мастерская учителя химии).
7. Тесты по химии. 8 класс. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Основные классы неорганических соединений. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия. 8 класс». ФГОС/ Боровских Т.А. – М.: Экзамен, 2015. – 144 стр.
8. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ. Закон Авогадро. Молекулярный объем газов. Галогены. К учебнику Рудзитиса, Фельдмана «Химия. 8 класс». ФГОС/ Боровских Т.А. – М.: Экзамен, 2015. – 96 стр.


Комментариев нет:

Отправить комментарий